Какой самый распространённый миф насчёт гениальности? Правильно, что гениальность - это высшая степень развития таланта. Что? Вы считаете, что это не миф, что так оно и есть на самом деле? Давайте разберёмся. Мой друг в армии придумал гения 7-метровой ноги. Это типичный монстр способностей. Он нигде не годится, а в армии - дежурным по роте - незаменим. Сидеть за тумбочкой и одни толчком закрывать дверь за каждым входящим-выходящим солдатом. У них в роте от тумбочки дневального до двери было как раз семь метров. И приходилось бегать закрывать за каждым. Понимаете, человек с шестиметровой ногой - это просто урод: до двери он не достаёт, маршировать не может, не годится никуда. А вот 7 метров - это гений. Переход количества в качество. Казалось бы: как всё просто.
Откроем-ка толково-словообразовательный словарь русского языка и посмотрим значения этих слов относящиеся к нашей теме: ГЕНИЙ1 м. устар. 1. Высшая степень творческой одарённости; проявление такой одарённости. 2. Выдающиеся способности, дарование, талант в определенной сфере деятельности. ГЕНИЙ2 м. 1. Тот, кто обладает высшей степенью творческой одаренности. // разг. Тот, кто в совершенстве владеет чем-л. ТАЛАНТ1 м. 1. Выдающиеся природные способности; дарование, одаренность. А вот, что нам говорит энциклопедия Кирилла и Мефодия (km.ru): ГЕНИАЛЬНОСТЬ, наивысшая степень проявления творческих сил человека. Связана с созданием качественно новых, уникальных творений, открытием ранее неизведанных путей творчества. Определение таланта то же что и в словаре. Согласитесь, всё-таки разные вещи - с одной стороны проявление творческих сил, с другой - выдающиеся природные способности. Один мой друг детства имеет прекрасный голос. Но стал он почему-то поваром. Он и сейчас видимо любит спеть в кругу друзей, но он прекрасно понимает, что быть поваром - это надёжно и нигде не пропадёшь. Но какой у него голос! Какой слух! Этот мой друг безумно талантлив. Но гения в нём ни на грош. А бывает наоборот. Поищем теперь в поисковиках. И вот тут только мы начинаем сталкиваться с утверждениями, что гений - это высшая степень таланта. И на каждом шагу наталкиваешься на так называемые "тесты на гениальность", которые при ближайшем рассмотрении оказываются тривиальными тестами на коэффициент iq то есть сводят гениальность вообще к узкому понятию естественно-научного таланта. Но как-то это очень плохо согласуется с тройками Эйнштейна и фактами из жизни многих гениев, которых признавали неспособными и выгоняли из учебных заведений за откровенную (по мнению преподавателей) тупость. А ведь параллельно с этими гениями учились настоящие таланты, которые были первыми во всём и ценились этими преподавателями гораздо выше гениев. В чём дело? Давайте всё-таки определимся, чем же гений принципиально отличается от таланта. Талант доводит до совершенства СУЩЕСТВУЮЩИЕ "технологии" жизни, гений же СОЗДАЁТ НОВЫЕ. Пример: высокое дерево. Те, кто прыгает выше всех (или просто выше ростом - что одно и то же) могут достать более высокие ветки, таким образом они имеют талант и преимущество перед другими людьми (могут например нарвать больше яблок и лучшего качества). Самые талантливые ловко лазают по веткам, что требует большой силы и ловкости. Что делает маленький слабый гений? Он делает лестницу - новый объект, который позволяет достать ветки независимо от степени таланта. Когда этот объект получен, каждый может пользоваться лестницей, для этого не нужен ни талант ни гениальность, таким образом гений НЕ СОХРАНЯЕТ ПРЕИМУЩЕСТВА перед остальными людьми. Талант же всегда сохраняет своё преимущество перед людьми. Конкретный пример: Колумб открыл Америку (правда кое-где в Испании стоят памятники не Колумбу, а Писону). После этого любой моряк мог доплыть до Америки. И т.к. Колумб показал себя бездарным организатором, его достаточно быстро отстранили от дел, свой собственный повар заковал его и отправил в Испанию в кандалах, а потом о нём просто забыли (вспомнили только потому что его внук тоже случайно оказался адмирал, за деда он-то и вступился, но материк уже именовался Америкой, по имени вообще другого). Из этого видно, что талантом быть гораздо выгоднее и в этом кроется известная ловушка для гения. Талант даёт ощутимые зримые выгоды, которые страшно (и глупо) терять. И получается, что гению талант может помешать проявить эти самые наивысшие степени проявления творческих сил. Кстати, есть ещё один момент: можно ли считать гениальность талантом. Можно было бы сказать да, гениальность - особый талант. Но это странный талант, он не даёт своему хозяину никаких житейских преимуществ, скорее наоборот, делает своего носителя крайне уязвимым в самых тривиальных ситуациях, для которых у людей за тысячелетия выработались оптимальные общепризнанные решения. Даже если гений получает «прорывную технологию», ему необходимо преодолевать инертность мышления, а когда эта инертность преодолена (с большими или меньшими потерями для гения) плодами этого прорыва воспользуются все, и гений опять оказывается не только позади талантов, но и обычных людей. Какой же тогда это талант? Ведь по определению талант - эта выдающаяся способность. А гений всегда к финишу приходит последним. Получается, что талант и гениальность - это два совершенно разных явления. И надо уметь их различать. Гениальность - это не превосходная степень таланта. Гений иногда талантом тоже обладает (Эйнштейн, например, на скрипке мог играть и даже подрабатывал в пивной баварской, пока жена не поломала скрипку, случайно ночью наступив ногой), но это мало что даёт. От того что один машинист поезда бегает быстрее чем другой - его поезд не приходит раньше. А вообще-то, чтобы понять чем вообще значим гений - надо хорошо и честно разобраться во внутренней структуре открытия. Это вблизи выглядит гораздо посложнее чем попросту в нужное время оказаться в нужном месте. И гению там и находится местечко, пускай не главное, но без которого открытие не выйдет. Но это уже тема другой статьи. Обсудить эту статью на форуме.
|